Блог

Самая распространенная среди диких уток - кряква - так тесно связана с человеком, что уже не кажется дикой.






Самая распространенная среди диких уток - кряква - так тесно связана с человеком, что уже не кажется дикой. Знакомство с этим видом орнитофауны для любого горожанина начинается с самою детства: желтая резиновая уточка в ванной, кормление уток в пруду парка, первый опыт определения полового диморфизма: 'С зеленой головой - это мальчик, а просто коричневая - девочка': Учителя говорят, что обычно приготовишки без раздумий относят картинку с кряквой к разряду 'Домашние животные' - вместе с кошками и собаками.







Как и у большинства уток, окраска оперения самца (сзади) и самки (впереди) кряквы хорошо различается.
Действительно, множество крякв, сменив свое видовое имя на простое 'уточки', освоили крупные города с их практически неиссякаемой кормовой базой и незамерзающими водоемами, нов целом вид продолжает свое обычное существование. Кряква давно освоила все Северное полушарие, от Арктики до субтропиков, и даже проникла в Южное, где, впрочем, считается инвазионным видом, нарушающим местную экологию. Приспосабливаясь к конкретным условиям, кряквы могут всю жизнь провести на одном месте, а могут, подобно своим сородичам по отряду гусеобразных, совершать сезонные перелеты.







Кряква способна жить везде, где есть водоемы: озера, пруды, заводи речек, старицы. Она не привередлива: водоем может быть пресным, солоноватым или даже соленым - главное, чтобы в нем были неглубокие места и не было слишком сильного течения. При соблюдении этих условий кряква найдет, чем прокормиться.








Внешность крякв хорошо известна не только орнитологам: довольно крупные (по сравнению с другими речными утками), плотные, с большой головой и коротким хвостом, птицы, окраска которых сильно различается в зависимости от пола. При этом самки круглый год носят один и тот же наряд, а самцы становятся особенно яркими и нарядными в брачный период. Основной элемент брачного наряда селезня - блестящее темно-зеленое оперение головы, отороченное по шее узким белым ошейником; спинка буровато-серая, надхвостье черное, грудь шоколадно-коричневая, брюхо сероватое, с едва заметным переливающимся рисунком. Крылья сверху буроватые, украшенные ярким, в цвет к голове, зеркалом, с белыми каемками, снизу - почти белые. Скромное оперение утки-самки, буровато-пестрое, оживляется лишь зеркалом на крыле, таким же, как у селезня.
Яркий наряд селезню совершенно необходим: конкуренция среди самцов кряке очень велика. Дело в том, что самки во множестве гибнут в период насиживания и выведения утят, так что пару образовать сможет далеко не каждый селезень. Помимо наряда, способом привлечь к себе внимание прекрасного пола служат ритуальные танцы со вскидыванием головы, вертикальными стойками с распростертыми крыльями, сопровождаемые кучей брызг. Селезни настойчиво теснят самку, что порой заканчивается для нее плачевно. После спаривания гордый самец совершает вокруг самки своеобразный круг почета, а дальше, как правило, оставляет ее заботиться о потомстве одну.
Окраска: самец серый, голова и шея - зеленые, зоб и грудь -коричневые; самка бурая с темными пятнышками; на крыле у самцов и самок - сине-фиолетовое <зеркало>.
Продолжительность жизни кряквы: до 19 лет (в реальности почти недостижимая цифра из-за хищников и вмешательства человека).







Самка может рассчитывать только на себя, а потому безопасное расположение гнезда - главное условие сохранения жизни как птенцов, так и матери. Подыскивая укромное местечко для гнезда - в зарослях тростника, камыша, среди бурелома и валежника, самка может пожертвовать даже близостью к воде: пускай подальше, лишь бы хорошо укрыто, незаметно. Отмечены случаи, когда кряквы занимали старые гнезда других птиц, не водоплавающих, или устраивались в дуплах. Однако чаще всего гнездо оборудуется прямо на земле, в неглубокой ямке, вырытой в почве или траве. Никаких специальных материалов для устройства гнезда утка не ищет, довольствуется тем, что можно подобрать поблизости. Пух, необходимый для утепления гнезда, она выщипывает у себя из груди.
Понятно, что при подобном устройстве и расположении гнезда многие кладки крякв становятся добычей хищников. Утиные яйца по весне серьезно пополняют рацион лисиц, енотовидных собак, ворон и болотных луней. Кряквы, впрочем, не отчаиваются, а спокойно продолжают главное дело своей жизни - откладывают следующие яйца, иногда - в гнезда других уток, иногда - во вновь обустроенные свои. Повторная кладка, конечно, по количеству яиц уступает первой, но учитывая, что в первой их бывает до 13 штук, это тоже немало. В день кряква откладывает по одному яйцу. Насиживание начинается с последнего яйца и длится в среднем три недели.
Несмотря на то что первое яйцо может быть 'старше' последнего почти на две недели, утята вылупляются практически одновременно. Через три-четыре часа, обсохнув, серо-желтые пушистые комочки уже готовы покинуть гнездо и отправиться вслед за матерью к воде. Малыши сразу многое умеют: ходить, плавать, нырять и самое главное - самостоятельно питаться. И все же они еще долго, полтора-два месяца, будут держаться рядом с матерью. В возрасте 60 дней оперившиеся птенцы уже пробуют взлетать, а еще через неделю встают на крыло и начинают самостоятельную жизнь. Через год они сами станут родителями.







Одомашнивать крякву греки начали еще в V веке до н. э., а китайцы - еще раньше, причем устраивали из корзин своего рода инкубаторы. Дикие кряквы и теперь легко поддаются одомашниванию, а также могут давать общее потомство с любыми домашними утками.







'Кря-кря' - именно так звучит утиная речь, во всяком случае, в этом с детства уверен каждый русский. Однако оказывается, что англичане слышат 'онк-онк', венгры - 'дудал-дудал' (похоже шведы - 'тута-тута'), турки - 'вак-вак', китайцы 'ту-ду', французы - 'кузн-куэн', румыны - 'мак-мак'. Ну а по мнению орнитологов, утки произносят 'рэб-рэб-рэб' (в таком случае, самый тонкий слух у датчан: они слышат 'раб-раб-раб').
Обсудить